Наше исследование посвящено проблеме жизнечувствия. Этот термин является неоднозначным. Жизнь, как считал выдающийся ученый и мыслитель
Известно, что в процессе расселения человечества по планете произошло обособление его частей, продолживших эволюцию в различных
Русские как слово, понятие — категория «прилагательная», а не «существительная», хотя наша страна занимает первые места в мире по протяженности территории и разнообразию климатических зон, запасам лесных и водных ресурсов и природных ископаемых. Но мы
О Русь — малиновое поле // И синь, упавшая в реку, — // Люблю до радости и боли // Твою озерную тоску…
Сергей Есенин
Мы «прилагаемся» к истории и судьбе России, если находимся в ее социокультурном пространстве. Поэтому мы — не просто дети, а часть ее бытия, ее жизненного цикла, истории.
Тихая моя родина!.. // С каждой избою и тучею, // С громом, готовым упасть, // Чувствую самую жгучую, // Самую смертную связь.
Николай Рубцов
Признание своей «прилагательности» для русских людей означает не просто «смирение», которое наши современники воспринимают как христианскую «добродетель» покорности и самоуничижения, обесценивания своего «Я». Напомним, что его аналог — «Азъ» в
У судьбы не проси. Чашу выпей до дна. // Нет на свете россий — есть Россия. Одна. // Где тропинка во ржи. Где стерня под ногой. // Где дана тебе жизнь и не будет другой.
Игорь Михеев
«Смиритися» — означает примириться с Богом, с ближним, а, следовательно, обрести равновесие, опору в жизни. В этом отношении показательна этимология слова «мир» — как мир Божий: Царство Небесное, включая Небесные силы, и царство земное в их единстве. И как мiр — «житейское море», забывающее о Боге в поисках жизненных наслаждений, создающее себе идолов вместо Бога. Между этими мирами для русских всегда стоял выбор: быть с Богом или без Него. Середины для себя мы не определяли, как это могли делать другие народы. Поэтому для русских так важно было сформировать способы сохранения мира душевного и смирения перед своим Господом как области, от которой зависит их бытие и движение истории — судьба России.
В связи с этим в мирное время на первый план выступала погруженность людей в годовой цикл Евангельских событий, которые «переживались в русском жизнечувствии как бытиесозидающие события» [1]. Люди ощущали свою причастность к греху вместе с Апостолом Петром, переживали Распятие Христа и воскресали вместе с ним.
В каждом древе распятый Господь, // В каждом колосе тело Христово, // И молитвы пречистое слово // Исцеляет болящую плоть.
Анна Ахматова
Об этом замечательно пишет в своих произведениях Иван Шмелев, в своем дневнике — праведный Иоанн Кронштадский. Эта особенность русских — быть одновременно сразу в нескольких временных пространствах, способность существовать в параллельном мире тоже составляет характерную особенность нации. На это указывает даже особый род топонимов — агиотопоним. Такие топонимы давались по названию церкви, собора, монастыря в той или иной местности.
В потемневших лучах горизонта // Я смотрел на окрестности те, // Где узрела душа Ферапонта //
Николай Рубцов
Такие места, в свою очередь, назывались в честь памяти Святого или Праздника, изображающего событие из земной жизни Господа или Пресвятой Богородицы. Например, на географической карте
- Рождество Христово (7 ян.) — Рождественское; Крещение (Богоявление) (19 ян.) — Богоявленское; Сретение (15 фев.): — Сретенка; Преображение (19 ав.) — Преображенск; Пасха (переходящий праздник) — Воскресенск, Воскресенское; Вознесение (переходящий праздник) — Вознесенское; Пятидесятница (переходящий праздник) — Троицк, Троицкое и др.;
- Рождество Богородицы (21 сен.) — Богород(и)цкое; Введение во храм Богородицы (4 дек.) — Введенское; Благовещение (7 апр.) — Благовещенск; Успение (28 авг.) — Успенское; праздник Покрова (14 окт.) — Покров, Покровское;
- в честь святых: Архангельское, Михайловское, Сергиев Посад, Никольское, Ильинское и др. Конечно, дело здесь не в пылком воображении и мечтательности, котором наделены представители русского народа. Скорее, это умение воспринимать, чувствовать историческое время как… пространство личного бытия.
Сергей Есенин
Так же мы склонны воспринимать не только события Евангелия, но и исторические события, связанные с прошлым, настоящим и будущим России. Поэтому недаром не только фольклор, но и народный календарь с годовым циклом народных праздников и с памятными датами истории с рождения входят в жизнь ребенка и опосредуют многие события его жизни, преломляя их в традициях русского жизнечувствия. Поэтому многими исследователями (
Для взрослого такой синтез личной и общественной истории — отдельный феномен жизнечувствия. Мы спорим о своем прошлом и с прошлым России так, как будто оно — живое, как будто можем одновременно общаться с его персонажами и героями. Мы можем равно, как вставать на сторону фельдмаршала Кутузова, обсуждая взятие Москвы французами, так и осуждать действия маршала Ворошилова, пытающегося при защите Ленинграда противостоять хорошо вооруженным немецким войскам с помощью конницы. И самое важное здесь будет даже не в восстановлении исторической правды или вынесении оценки о правильности или неправильности действий людей, определяющих судьбу России. Важнее для русских людей будет момент их прикосновения к своей истории и… соучастия в ней — на уровне перекреста личного и общественного бытия. Подобные мысли изложил в своих записках в августе 1892 года Владимир Иванович Вернадский. «В типичном подобном положении находится Россия, перед нами как раз теперь стоят все эти вопросы, перед каждым из нас лежит обязанность уметь дать ответ в тех трудных обстоятельствах, какие ставятся нам жизнью… Является поэтому обязанностью и делом простых русских граждан пытаться публично разбираться самостоятельно самим в сложных явлениях жизни, растолковывать их, обсуждать сообща, пропагандировать их среди русского общества» [5]. К таким сближающим людей идеям, которые определяют специфику «русской жизни» и жизнечувствия, ученый относил «идеал свободы», обладающий для русских «качествами красоты, гармонии и силы».
Этот идеал, как считал ученый, является для русских, в отличие от Запада, идеалом мечты, а не обладания. Мы бы добавили: условием социального и морального выбора своего дальнейшего жизненного пути и судьбы Родины, ответственности за этот выбор. Иногда — в поворотные моменты жизни — это впечатление усиливается «накладыванием» прошлого и будущего на настоящее в судьбе одного человека. Например, некоторые моменты жизни — свадьба и рождение ребенка — в традиционной культуре сопровождаются такими обрядовыми
Уходят люди. Каждому черед. // Вся наша жизнь в простом вопросе этом: // Кого Господь к ответу позовет, // Кого утешит Сам Своим ответом… // Так наша жизнь течет к Его рукам, // Благословенная Его рукою.
Архиепископ Иоанн Шаховской
В неумении определить свое место в этих взаимоотношениях. Из «прилагательных» нам — жителям современной России — очень хочется стать «существительными». Это, хотя и в негативном аспекте, тонко чувствуют другие народы. Обратимся к СМИ: «Эстонские ученые установили: русского духа не существует. Об этом свидетельствует исследование Тартуского университета, результаты которого были сообщены на проходившей в Тарту
Как это ни прискорбно, но мы сами иногда не обнаруживаем духа в себе. Не говоря уже о том, что такой дух должен ощущаться нами и идентифицироваться как русский дух. Забываем, какого мы духа, и к какому — прилагаемся. Это меняет наше отношение к определению своего места и цели бытия в мире. В философии и религии такое отношение традиционно рассматривается через решение вопроса о Высшем Благе, в зависимости от которого определяется относительная ценность всех других благ. Так, в разговоре преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым Высшее Благо четко определяется как «стяжание Духа Святаго» — как главная цель жизни каждого из нас. Она выступает в качестве высшего блага и для тех, кто нас окружает: «Стяжи Дух Святой — и вокруг тебя спасутся тысячи». В мире о таких людях говорят, что они получили благодать от Бога. Вспомним блаженную Матронушку Московскую, Ксению Петербургскую и других блаженных, к которым до сих пор за помощью, за благодатью приходят тысячи русских и нерусских людей, стоят в общей очереди и, делясь своими бедами и скорбями, становятся ближе друг другу. Потому что появляется дух, который их объединяет. Такая благодать — объединяющая и умиротворяющая — воспринимается русской душой как нечто свое, родное.
С другой стороны, с этим стремлением связана тенденция к нарушению границ русской идентичности, с постоянным самоопределением между «Я» и
«Русская идея не есть идея цветущей культуры и могущественного царства, русская идея есть эсхатологическая идея Царства Божьего… Для постижения России нужно применить теологальные добродетели веры, надежды, любви» (
За великими реками // Встанет солнце, и в утренней мгле // С опаленными веками // Припаду я, убитый, к земле. // Крикнув бешеным вороном, // Весь дрожа, замолчит пулемет. // И тогда в моем сердце разорванном // Голос твой запоет.
Николай Заболоцкий
Как пишет митрополит Антоний Храповицкий, в такие, казалось бы, страшные для нас минуты, мы понимаем, что это — момент встречи с Настоящим, с Истиной, которая вечна. Для русских такими истинами являются идеалы и ценности православия. Умение взять на себя свой крест, о котором говорится в православии, это умение «кресити» (церковнослав. яз.) — «оживать» и «воспламеняться». Поэтому для нас слова псалма Давида: «Да воскреснет Бог — и расточатся враги Его!» — имеют прямое отношение к нашему воскресению и к освобождению от порабощения страстями, как нашей плоти, так и разной «нечистью» — нашей
Носители этого жизнечувствия могли уезжать за границы России, быть выброшенными туда ее историей и своей судьбой, но оставаться — русскими. И наоборот, те, кто родился на этой земле, но считал себя здесь ненужным и чужим, даже в мирное время (не говоря уже о минутах опасности или периодах
Таким образом, можно обобщить представление о феномене русского жизнечувствия как феномене ощущения взаимосвязи между своей судьбой и судьбой своей Родины, проявляющегося в чувстве принадлежности к ее социогеографическому пространству и в восприятии места своего бытия в ее истории одновременно как индивидуализированного,
Список литературных источников
- Аксючиц, Виктор. Русская идея //Цитируется по источнику: http://www.polemics.ru/articles/?articleID=3868&hideText=0&itemPage=1. Дата обращения: 15.03.2013.
- Бердяев, Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //Цитируется по источнику: http://philologos.narod.ru/berdyaev/berd-rusidea.htm. Дата обращения: 15.03.2013.
- Вернадский В. И. Автотрофность человечества //Цитируется по источнику: http://www.marsiada.ru/359/407/433/4977/ Дата обращения: 15.03.2013.
- Вернадский В. И. Из доклада на съезде Таврической научной ассоциации //Цитируется по источнику: http://www.marsiada.ru/359/407/433/638/. Дата обращения: 15.03.2013.
- Вернадский В. И. Самосознание общества //Цитируется по источнику: http://www.marsiada.ru/359/407/433/637/. Дата обращения: 15.03.2013.
- Михеев, Игорь. Пути русские. Книга I. В поисках русской идеи //Цитируется по источнику http://www.rummuseum.ru/portal/node/2383. Дата обращения: 15.03.2013.
- Микляева, Н. В., Новицкая, М. Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования. Методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. – 240 с.
- Подхвалитин, Николай. Русский дух: мнение психолога //Цитируется по источнику: http://infocep.ru/articles/psychology/index.php?article=2173. Дата обращения: 15.03.2013.
- Ривкус, Юрий. Тайности древней кириллицы //Цитируется по источнику: http://www.proza.ru/2011/01/07/1087. Дата обращения: 15.03.2013.
- Яншина Ф. Т. Развитие философских представлений В. И. Вернадского. М.: Наука, 1999. Архив РАН. Ф. 518, оп. 7, №48.